8. Отзывы коллег


Всякое движение вперёд начинается в нас самих. Мечта и вера в то, что он станет художником, как путеводная звезда не давала сбиться с пути. Мать мечту сына разделяла, но помочь ничем не могла. Многодетная сельская семья, где кормилец с фронта не вернулся, жила в большой нужде. Валерий, одиннадцатый ребёнок, эти обстоятельства воспринимал как проверку на истинность своего желания.
       Обучение начинается только после военной службы. В 1966 году юноша поступает в институт искусства города Владивостока. Однако материальные трудности не позволили продолжить обучение на очном отделении.
        Работает в сельской школе, но от мечты не отказывается. Много занимается самостоятельно, изучает теорию, пишет этюды, пристально вглядываясь в натуру. Стремится к профессионализму, изучает особенности восприятия глазом действительности, осваивает арсенал выразительных средств. Понимает, что без традиции и преемственности не перейти к новаторству.
        Учится тонкому пониманию красоты, развивает природное чувство цвета, использует любую возможность для изучения манеры знаменитых художников. Экспозиции музеев и выставочных залов становятся желанными объектами его внимания.
        Чудаковатый, праздно гуляющий в окрестностях человек с ящиком красок в руках, вызывал недоумение односельчан. «Не работает, часами может писать картинку» - судачили соседи.
       Валерий уверовал в справедливость убеждения Роберта Фалька: «Художник, который не изучил натуру, никогда не сможет овладеть тем языком, на котором он должен говорить, никогда не услышит музыки цвета». Глаза и сердце, открытые красоте, искали в этюде всё новые и новые возможности. Этюд помогал воспитывать живописную культуру, стал для него настоящей школой мастерства. Художник увидел в нём возможность формирования композиционного мышления. Пленэр явил для него собственную эстетическую ценность.
       После приезда в Петропавловск Валерий Савельев работает в Детской художественной школе. Требовательный к себе, он и учеников ориентирует на полную отдачу избранному делу, что и предопределило его успех как педагога.
       В трудные девяностые вместе с Владимиром Кардашовым он стоял у истоков открытия в Петропавловске отделения «Живописи» при музыкальном училище. Здесь в полной мере проявились его организаторские способности. «Ни дня без этюда и наброска» - наставляет он учеников и своим примером подтверждает этот постулат.
        Участвует в городских, областных, республиканских выставках. В 1980 году дебютирует как акварелист. В юбилейной ретроспективой экспозиции есть возможность встретиться с уже полюбившимися работами: «Натюрморт с арбузом», «Натюрморт с рыбками», «Тишина», «У причала. Лазаревка». Лёгкость, воздушность, прозрачность сочетаются с убедительной  объемностью и осязательностью предметов. Виртуозное владение техникой «А-ля-прима» позволяет передать прозрачность стекла, глянец керамики, рыхлую фактуру ткани. Безошибочное движение кисти, чувство цвета и пластики делает эти работы запоминающимися.
       Любимый материал - масляные краски дают возможность запечатлеть длительные наблюдения над меняющейся натурой, отразить сложные размышления о жизни.
       В пейзажах-воспоминаниях угадываются ностальгические нотки родных мест детства. Они особенно пронзительны в картинах «Тёплый вечер», «Пейзаж», «Вечереет». Их отличает лиричность, гармоничность колорита, непосредственность взгляда и уверенность исполнения.
     Художник усложняет фактуру: то бережно касается кистью холста, то кладёт пастозный красочный слой первого плана. Часто обращается к живописно привлекательному мотиву, где окружающее пространство строится исключительно цветом. Любуясь цветущей массой садовых цветов, кустов сирени, яблонь, он словно заново постигает гармонию мира, приобщая зрителя к чувственно-эмоциональному восприятию натуры («Весна», «Осенняя палитра», «Мальвы», «Натюрморт с рябиной», «Терраса. Осень»).
      Ничто не ускользает от пристального взгляда художника: солнечные рефлексы на омытой дождём веранде, праздничное мажорное звучание осенних астр, лиловые тени на рыхлом снегу, сложная фактура прибрежных скал ... Пейзажи-размышления, городские мотивы, сельская идиллия, беглые путевые зарисовки, любовно выстроенный предметный ряд натюрмортов – всё есть в арсенале живописца. Каждый зритель находит на выставке созвучный своему представлению об искусстве, мире сюжеты, образы, мотивы.
       Юбилей - возрастная веха. Живописец Валерий Савельев пребывает в зрелой творческой форме. Мы, зрители, без сомнения, не раз убедимся в этом на вернисажах самобытного мастера.                                                                                       Л.В. Гирко.


Тайиров Нурлан
          Валерий Васильевич был моим преподавателем в колледже искусств, а также в художественной школе, когда у меня шел последний год обучения. Именно в это время открывался колледж с отделением живописи, и Валерий Васильевич рекомендовал мне поступать. Я не знаю, почему он это сделал, но если бы этого не произошло, моя жизнь была бы сегодня совсем другой. Я бы мог не стать художником.
        Самое важное в нем, я считаю, что он - живописец. И он дал почувствовать, что такое живопись. Учиться живописи, разгадывать и понимать ее - это занятие на всю жизнь, но главное ведь - начать. После колледжа идет Академия и вообще другие университеты жизни,  представление об искусстве расширяется до пределов неизвестности, взгляды изменяются, преобразуются и т.д., но всегда есть отправная точка, относительно которой определяешь себя в пространстве. Эта точка для меня - то чувство живописи, которое сообщил мне Савельев. Чувство, когда краски замешиваются на палитре, как из них появляется Цвет, образуется его масса, возникают отношения тонов и прочее колдовство. Живописи нельзя научить, этому учишься сам. Нельзя научить чувствовать цвет, этому можно только научиться самому. Помимо волшебства это ежедневный труд, это ремесло. Художник принадлежит самому себе, сам ставит перед собой задачи, выбирает свой путь. Отсюда твердая дисциплина, строгость в работе. Валерий Васильевич объяснял эти вещи не только на словах, но и личным примером.
        Мы знаем Валерия Васильевича как человека независимого, со своим твердым мнением, подчас непреклонного и несговорчивого, и со временем я стал понимать, что это не только свойство жизненного опыта, это результат профессионального труда. Преподавателем можно стать тогда, когда смог сам научиться чему-то сложному, подчас необъяснимому, когда есть что сказать самому, на основе своих собственных открытий.
       Живопись - это терзание и сопротивление. Каждая маленькая победа на этом пути дает право держать голову высоко и смотреть прямо в глаза.
        Валерий Васильевич в достаточной степени дал мне все самое необходимое и важное,
что требуется знать в начале профессионального пути. Это касается не только науки цвета и тона, композиции и рисунка. Он сообщил уважение к профессии живописца, с ее критериями и требованиями. Своими взглядами и убеждениями он подготовил к самой жизни, к ее превратностям, вопросам.
       Как у преподавателя, несмотря на обширный ряд тех эффективных практик, что называют педагогическим методом, я бы выделил следующее. Поощряя индивидуальность в работе, он помог почувствовать разнообразие живописных подходов, предоставив своим студентам учиться друг у друга, ощущать спектр творческих возможностей. У каждого в нашей группе было свое чувство цвета, как и чувство прекрасного. И это не разъединяло нас,  а объединяло, заряжало на дальнейшее движение. В этом есть не столько некий соревновательный момент, а ощущение той широты живописи, которую хочется освоить и познать.
        Я с удовольствием присоединяюсь к большому количеству благодарных учеников Валерия Васильевича.

Гатыч Людмила
       Человек приходит в этот мир, чтобы учиться, чтобы стать лучше. Каждого человека в этом мире ведет Учитель, который указывает путь к совершенству, а человек, стремящийся к совершенству,  становится Художником.
       Для кого-то Валерий Васильевич Савельев является прекрасным живописцем, чьи работы поражают богатством цвета. Кто-то считает его замечательным человеком - умным, внимательным, отзывчивым. А для нас он навсегда остается любимым учителем, давшим азы мастерства, заронившим ростки творчества. Он научил нас работать так, чтобы не было стыдно перед людьми и жить так, чтобы не было стыдно перед собой.
       Валерий Васильевич - это человек, благодаря которому многие определили свое место в жизни и обрели свой путь.

Платунова Ирина
      Валерий Васильевич Савельев - наш самый лучший, самый душевный, самый родной преподаватель! Столько сколько давал нам он, как преподаватель и человек - больше никто не смог дать ни в академии, ни в институте! Он дал нам тот толчок к творчеству, который вдохновляет до сих пор - любовь к искусству, к живописи, к этой уникальной судьбе, судьбе быть художником! Да и просто - научил рисовать!!
        Я закончила Петропавловский колледж искусств первым выпуском. О нашей группе можно говорить долго, бесконечно .... но я скажу кратко - это было самое замечательно, счастливое романтичное время в моей жизни! И в этом большая заслуга Валерия Васильевича! Именно он создал ту волшебную атмосферу. Мы все были преисполнены творческими стремлениями, каждый из нас безумно полюбил этот путь и нашел себя, свою манеру в живописи, свою дорогу! Он постоянно нас подталкивал к новым знаниям, чем-то заинтересовывал ... И это "горение", я думаю, длится до сих пор! Валерий Васильевич был нам как отец, и как "отца" его волновали все наши переживания, проблемы, даже и не связанные с искусством. Это было идеальное время! Думаю, нам всем было очень интересно друг с другом, никто не торопился домой после занятий
и не любил каникулы! По-моему это огромная заслуга преподавателя от Бога, и именно такой наш Валерий Васильевич Савельев. И кроме того замечательный художник-живописец, который на протяжении всех 5 лет моего обучения не переставал писать в своей мастерской, и делился с нами личным опытом, на примере своих работ объяснял многие вещи, плюсы и минусы а это, по-моему, не заменимый опыт! Спасибо!

Валерий Коваленко
Три Слова об одном Человеке.
Художник.
       "Ни дня без карандаша, ни дня без кисти" - это слова не только П.П.Чистякова, но и девиз ещё одного художника, которого я впервые увидел, когда мне едва исполнилось десять лет.
      В просторном здании художественной школы по стенам третьего этажа, (куда нам, первоклашкам, и ступить то было страшно ), висели большие холсты, на которых широко. мазисто, мастерски были написаны пейзажи, натюрморты, большая сюжетная картина. Украдкой, сбегая из класса,  мы прокрадывались на этот этаж и долго и горячо, потом обсуждали как "классно" по цвету, пастозно написано море или как одним смелым мазком намечен зубчик чеснока! И, конечно, каждый наизусть знал фамилию того небожителя, который иногда проносился и по нашему второму этажу.
      И мы, первогодки, горящими глазами смотрели вслед стремительной фигуре с развевающимися посеребренными уже сединой прядями волос,  когда кто-нибудь из уже бывалых шептал в ухо:
"Савельев, Савельев!"
        А ещё через два года Валерий Васильевич Савельев стал и моим учителем.

Учитель.
      Как то в разговоре я спросил Валерия Васильевича, почему он решил преподавать, а не посвятил себя живописи полностью. Он сказал: "Я много учился, но мне не повезло - так случилось, что я не встретил в жизни настоящего учителя. И я решил стать тем учителем, которого у меня не было". Этот простой ответ меня тогда удивил. Как так, думал я, можно легкомысленно тратить жизнь на исправление такой малой несовершенности, ведь их так много встречается на нашем пути, мы не сможем исправить всё ...
       Возможно сейчас я понимаю немного больше: возможно нельзя исправить всё; и возможно только делая то, что мы должны делать, там, где мы есть - мы и можем исправить хоть что-то.
     И возможно есть люди, которые, видя хоть самый малый изъян мира, особо не мудрствуя, принимают простые и ясные решения.
      И  теперь, благодаря такому простому и ясному решению одного человека, я и многие мои друзья и многие, многие студенты, которых я даже не знаю, могут сказать:
"Я много учился и мне повезло - так случилось, что в жизни мне встретился Настоящий Учитель".

Человек.
      Вспоминая сейчас всех тех из его учеников, которых я знаю; вижу: кто-то посвятил себя монументальным росписям, кто-то станковой живописи, кто-то занимается реставрацией, дизайном, мозаикой, иконописью, кто-то сам уже преподаёт: одни работают в ультрасовременных течениях, другим близка традиционная реалистическая манера.
       И я понимаю, что Валерий Васильевич Савельев учил нас не просто какому - либо способу живописи и рисунка, не просто внимательному и серьёзному отношению к своему делу (о, сколько плохо приготовленных мною холстов и неряшливых палитр вылетало в окно).
       Нет, чему-то большему ... Привычке к труду, любви к творчеству и порядочности.
Всему тому, что и составляет сущность самого Валерия Васильевича, - сущность Учителя, Художника и Человека.
       В годы обучения в школе и особенно в училище общие пленэры, походы в мастерскую, выставки позволяли нам, едва почуявшим пленительный запах масляных красок, кедрового лака и свеже загрунтованного холста, в деталях рассмотреть и изучить художественную кухню мастерства и творчества Художника.
      Верность принципам русской реалистической школы, серьёзное отношение к композиции в сочетании с мощным колористический замесом и постоянная работа с натуры,  позволяют Валерию Васильевичу создавать глубокие, настроенческие и всегда такие разные пейзажи и натюрморты,  которые украшают собой многие частные коллекции и не один музей!
      Но что ещё более важно, картины В.В. Савельева понятны и любимы его учениками,  его коллегами, и простым зрителем, которого не обманешь. Заслуженно работы мастера стали одним из символов нашего города и края.
      Я бы хотел пожелать Валерию Васильевичу только здоровья и долгих и долгих лет жизни, потому что знаю, что пока бьётся его сердце - глаз не утратит цепкость, рука не опустит кисть, а за мольбертами в аудитории всегда будут сидеть ученики с горящими восторгом глазами и кто-то шепнёт на ухо соседу: "Савельев, Савельев!"

Ожогина Наталья
Уникальный педагог, организовавший целую школу живописи. Художник,  всегда идущий только к абсолютным идеалам. И просто очень хороший человек, который часто незримо присутствует в самых теплых воспоминаниях.


Спасибо Вам за ярость цвета!
За твердость линии, спасибо!
Мы были линии, изгибы
Мы пели гимны в красках лету!

За юмор ваш, за волю к жизни,
За трезвый, ясный взгляд на дело,
За кисти взмах, довольно смелый.
За постулаты реализма.

Из этих стен, ушедших дальше,
Приятны сердцу перспективы.
Учили видеть мир красиво,
Живописать без тени фальши.
Вы нам привить сумели цельность.

И «вкусность» красочного цвета,
Ох, как не просто было это!
Ох, как нас выругать хотелось!

Характером отличны очень,
И каждый волен думать всяко,
Вы приняли без обиняков,
Шесть сыновей – четыре дочери!

Не упираясь в недостатки.
Учили помогать друг другу.
Мы связаны довольно туго.
Так связаны – не скажешь кратко.

Нам волю подарив к учёбе,
Способность рассуждать спокойно.
Вкус самокритики достойной
Без помощи справлялись чтобы!

В нас видели искру от Бога,
Дороже золота любого,
Напутствовали нам дорогу
И не всегда судили строго.

Нам важен отзыв  Ваш о деле,
Понятна ироничность шуток.
Наш Босс бывает строг и чуток,
Другого мы бы не хотели!

Забыв трясину дилетантства,
Мы вышли на тропу искусства,
И тут не обошлось без хруста.
Не всё бывало как по маслу!

А финиш здесь – начало больших.
Дорог к заоблачным высотам,
Порадуем мы Вас, и – что там!
Потомков нас заставим помнить!

Надеюсь след в душе оставить
 Сумели мы у вас за годы.
Плод нашей с вашею работы
И с этим смею вас поздравить!
      Кириченко  Александр



Абдрафиков Руслан.
       Английский писатель и художник Джон Рёскин сказал: «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим». Валерий Васильевич Савельев – это не просто талантливый художник. Это ещё и учитель, который смог передать свои знания и умения многочисленным ученикам.
      Работая с детьми с 1978 года, Валерий Васильевич сумел посеять в их сердцах любовь к искусству, стремление развивать свои способности, дарить миру прекрасное. Далеко не каждому дано творить и обучать этому других.
      Найти особый подход к детям. Вселить в них веру в себя. Свои возможности. Помочь им уверенно идти к своему будущему, занимаясь любимым делом, может только настоящий педагог, каким и стал для своих учеников Валерий Васильевич Савельев.

        Что можно сказать Настоящему художнику в торжественный день открытия его юбилейной выставки?! Добрые слова поздравлений, выразить восторженные чувства от мастерских работ и наилучшие пожелания – здоровья, творческого долголетия, новых интересных произведений! А что могут добавить ещё и Настоящему Педагогу его  многочисленные ученики?! Конечно же, тёплые слова бесконечной искренней благодарности! И то, и другое в полной мере относится к юбиляру. Ибо Валерий Васильевич Савельев – без сомнения – и Художник, и Педагог с большой буквы!
       И кроме шумных поздравлений и аплодисментов, мы – Ваши ученики – со всей душой и трепетной радостью говорим Вам доброе спасибо за то, чему Вы научили нас в Художественной школе! За тот базовый багаж знаний и умений, что помог нам и позволил продолжить художественное образование в училищах и вузах. За ту заложенную основу, что дала нам возможность профессионального развития. Благодаря именно вам, многие из Ваших учеников стали самостоятельными профессиональными художниками и интересными творческими личностями. И то, чему Вы научили нас, до сих пор верой и правдой служит нам, ибо это была настоящая крепкая школа. Ведь Вы учили не только видеть и понимать красоту реальности, но и уметь изображать её на плоскости. Не только думать, рассуждать и анализировать, но и  «крепко держать карандаш и кисть». Вы учили главному в те поры – ремеслу, технике рисунка и живописи. Ибо, как известно, техника это язык любого вида искусства (не только изобразительного), без коего немыслимо создание сколько-нибудь серьёзного профессионального произведения. И основу этой профессиональной техники – рисунка, живописи, композиции – в наши юные головы и руки вложили именно Вы. Ведь в нашем деле одними словами не обойтись, - гораздо важнее показать КАК рисовать, КАК работать кистью. А Ваши работы тогда служили образцами мастерства и наглядными примерами – идеалами. В них был тот высокий уровень, к которому мы стремились и на который равнялись и по окончании школы. А Ваши изящно-техничные рисунки, живые и мастерски лихие этюды, густо и сочно-живописные картины...! Они казались недосягаемо виртуозными и неподражаемо великолепными! И мы, глядя на них, мечтали и стремились уметь «написать как Валерий Васильевич…» ну, или хотя - бы хоть в чём-то быть похожими. Подражание всегда свойственно любому обучению, и нам очень повезло с образцами: перед глазами были живые работы Настоящего Профессионала! И у нас была одна главная цель и заветная мечта, - вот бы научиться писать «по -  Савельевски...»! естественно, что в каждый потом пошёл своим путём и в жизни,  и в творчестве. Но те, кто избрал искусство, всегда будут благодарны за ту школу, грамоту и профессиональные навыки, кои преподали именно Вы!  А это – дорого стоит: ибо без владения ремеслом не бывает настоящего Мастера!
     Всегда живая, свободная, доброжелательная и эмоциональная манера преподавания В.В.Савельева пробуждала в нас интерес, энтузиазм, упорство и целеустремлённость в работе. Но и в не меньшей, а скорее в большей степени, нас вдохновляли, воспламеняя творческое горение и желание совершенствоваться, собственно творческие живописные работы учителя. Работы, которые восхищали, удивляли и буквально завораживали живописью и мастерством исполнения. Звучность, сложность и глубина цвета; пластика широкого пастозного мазка; красота и убедительность в передаче формы, характера, настроения; свободная, мастерски пластичная, раскрепощённая авторская манера (техника) живописи; характерный и узнаваемый густой колорит – всё это просто повергала в трепетный восторг и вдохновляло одновременно!
    Думается, что все эти неоспоримые качества и сегодня восхищают зрителя, умеющего понимать и чувствующего красоту живописи. Ибо профессиональное мастерство – подлинное, убедительное и искреннее – всегда в цене!
    Вот за это Настоящее Мастерство, переданное своим ученикам. Мы будем благодарны Вам всю жизнь. А как зрители, мы благодарны Вам за ту красоту, которую вот уже сколько лет мы видим на Ваших полотнах!
    Здоровья, радости и дальнейших творческих успехов Вам, дорогой наш Валерий Васильевич, - мы Вас любим и ценим! Спасибо Вам огромное!
С глубоким уважением и признательностью – Ваш ученик А.Хасанов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий