6. книга "Савельев В.В."


70-летию посвящается.
Савельев Валерий Васильевич.
Художник-педагог.
Отличник образования РК
Ветеран труда.
Член Ассоциации художников Казахстана.
В энциклопедии «Лучшие люди Казахстана», в рубрике
«Родины славные сыны и дочери Казахстана»
помещён энциклопедический материал «Лучший художник-педагог»
          Всякое движение вперёд начинается в нас самих. Мечта и вера в то, что он станет художником, как путеводная звезда не давала сбиться с пути. Мать мечту сына разделяла, но помочь ничем не могла. Многодетная сельская семья, где кормилец с фронта не вернулся, жила в большой нужде. Валерий, одиннадцатый ребёнок, эти обстоятельства воспринимал как проверку на истинность своего желания.
       Обучение начинается только после военной службы. В 1966 году юноша поступает в институт искусства города Владивостока. Однако материальные трудности не позволили продолжить обучение на очном отделении.
        Работает в сельской школе, но от мечты не отказывается. Много занимается самостоятельно, изучает теорию, пишет этюды, пристально вглядываясь в натуру. Стремится к профессионализму, изучает особенности восприятия глазом действительности, осваивает арсенал выразительных средств. Понимает, что без традиции и преемственности не перейти к новаторству.
        Учится тонкому пониманию красоты, развивает природное чувство цвета, использует любую возможность для изучения манеры знаменитых художников. Экспозиции музеев и выставочных залов становятся желанными объектами его внимания.
        Чудаковатый, праздно гуляющий в окрестностях человек с ящиком красок в руках, вызывал недоумение односельчан. «Не работает, часами может писать картинку» - судачили соседи.
       Валерий уверовал в справедливость убеждения Роберта Фалька: «Художник, который не изучил натуру, никогда не сможет овладеть тем языком, на котором он должен говорить, никогда не услышит музыки цвета». Глаза и сердце, открытые красоте, искали в этюде всё новые и новые возможности. Этюд помогал воспитывать живописную культуру, стал для него настоящей школой мастерства. Художник увидел в нём возможность формирования композиционного мышления. Пленэр явил для него собственную эстетическую ценность.
       После приезда в Петропавловск Валерий Савельев работает в Детской художественной школе. Требовательный к себе, он и учеников ориентирует на полную отдачу избранному делу, что и предопределило его успех как педагога.
       В трудные девяностые вместе с Владимиром Кардашовым он стоял у истоков открытия в Петропавловске отделения «Живописи» при музыкальном училище. Здесь в полной мере проявились его организаторские способности. «Ни дня без этюда и наброска» - наставляет он учеников и своим примером подтверждает этот постулат.
        Участвует в городских, областных, республиканских выставках. В 1980 году дебютирует как акварелист. В юбилейной ретроспективой экспозиции есть возможность встретиться с уже полюбившимися работами: «Натюрморт с арбузом», «Натюрморт с рыбками», «Тишина», «У причала. Лазаревка». Лёгкость, воздушность, прозрачность сочетаются с убедительной  объемностью и осязательностью предметов. Виртуозное владение техникой «А-ля-прима» позволяет передать прозрачность стекла, глянец керамики, рыхлую фактуру ткани. Безошибочное движение кисти, чувство цвета и пластики делает эти работы запоминающимися.
       Любимый материал - масляные краски дают возможность запечатлеть длительные наблюдения над меняющейся натурой, отразить сложные размышления о жизни.
       В пейзажах-воспоминаниях угадываются ностальгические нотки родных мест детства. Они особенно пронзительны в картинах «Тёплый вечер», «Пейзаж», «Вечереет». Их отличает лиричность, гармоничность колорита, непосредственность взгляда и уверенность исполнения.
     Художник усложняет фактуру: то бережно касается кистью холста, то кладёт пастозный красочный слой первого плана. Часто обращается к живописно привлекательному мотиву, где окружающее пространство строится исключительно цветом. Любуясь цветущей массой садовых цветов, кустов сирени, яблонь, он словно заново постигает гармонию мира, приобщая зрителя к чувственно-эмоциональному восприятию натуры («Весна», «Осенняя палитра», «Мальвы», «Натюрморт с рябиной», «Терраса. Осень»).
      Ничто не ускользает от пристального взгляда художника: солнечные рефлексы на омытой дождём веранде, праздничное мажорное звучание осенних астр, лиловые тени на рыхлом снегу, сложная фактура прибрежных скал ... Пейзажи-размышления, городские мотивы, сельская идиллия, беглые путевые зарисовки, любовно выстроенный предметный ряд натюрмортов – всё есть в арсенале живописца. Каждый зритель находит на выставке созвучный своему представлению об искусстве, мире сюжеты, образы, мотивы.
       Юбилей - возрастная веха. Живописец Валерий Савельев пребывает в зрелой творческой форме. Мы, зрители, без сомнения, не раз убедимся в этом на вернисажах самобытного мастера.
                                                                                                   Л.В. Гирко.
 
«Художник – это обязательно тот,  кто роковым образом, даже независимо от себя,
          по самой природе своей видит не один только первый план мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной».
А. Блок.

         Излюбленный жанр для меня – пейзаж. Не знаю почему, но, видимо среда,  в которой я рос и воспитывался,  оставила во мне какой-то след сельской жизни. В своём творчестве я постоянно обращаюсь к сельским уголкам родного края. Меня больше волнует и привлекает поэзия размеренных ритмов сельской жизни с её лесами и обширными полями золотых хлебов. Для меня любимое время года – осень. В этот период природа приобретает новую окраску, она становится изумительно свежа и красива, богата по цветовым оттенкам и звонкости колорита. Я очень люблю изображать спокойные ландшафты, леса, воду, но особенно завораживающий угасающий вечер с его заходом солнца. В этом пристрастии сказались незабываемые впечатления детских и юношеских лет, любовь к природе. Не зря говорят, что любовь состоит из трёх слов: люди, бог и вера.
        Сколько себя помню, я постоянно что-то рисовал и лепил из глины каких-то животных, зверей и птиц. О профессии художника  даже и не мечтал. Я родился 15 марта 1941 года в селе Волошинка Ленинского района в многодетной семье. По меркам военного времени наша семья была самая нищая и неприспособленная к существованию. Отец, Василий Михайлович, в первые дни войны был призван на фронт и в чине старшего лейтенанта погиб на Волховском фронте в 1943 году. Мать тянулась изо всех сил, чтобы как - то и чем – то прокормить восемь душ и девятую бабушку. Мама работала в колхозе с утра до зари. Беспросветная нужда. Покосившаяся землянка. Ломтик чёрного хлеба, да и то не каждый день – вот такое наше меню. Но я буду вечно благодарен Маме за то, что она,  изнемогая от каторжного труда и голода,  заставляла нас всех учиться и постоянно повторяла: « Грамотный человек с голоду не умрёт!». И так продолжалось долгие годы, пока наша семья не стала кое-как сводить концы с концами.  
     Что и когда способствовало для определения моей судьбы и дальнейшей жизни? Какой вид деятельности и какие средства повлияли на мою судьбу? Видимо это происходит у каждого по-своему и в разный период его жизни. Для меня стала отправной точкой учительница начальных классов, мой дорогой  и самый любимый человек – Фролова Анжела Ивановна. Хотя она рисовать и не умела, но её эмоциональные рассказы о картинах великих художников И.Репина, И. Левитана, В. Сурикова, И. Шишкина и многих других, настолько меня поразили и очаровали, что я затаив дыхание, с открытым ртом смотрел на репродукции и каждое слово впитывал  в свою несмышленую голову. Видимо эти рассказы о Третьяковке, Эрмитаже и других музеях возбудили любовь к живописи, к большому искусству, которое своими средствами и возможностями способно окрылить человека. В этот период и зародилась моя тайная мечта стать настоящим художником, учителем рисования и черчения одновременно. Из-за скудности материальных средств я даже не имел альбома для рисования, не говоря уже о цветных карандашах, тем более акварельных красках. Рисовать очень хотелось. Рисовал я много и упорно, рисовал чем угодно и на чём угодно. Помню,  в 1954 году,  мне сестра Татьяна подарила цветные карандаши и альбом для рисования. От этой невероятной радости я взахлёб четыре ночи напролёт рисовал картинки и развешивал их на стенах землянки.
       Однажды с братом Виктором я пришёл домой со школы после занятий. За столом сидели мама и чужая женщина-гадалка. Глядя на меня, она говорит: «Этот меньшенький станет большим человеком, известным художником. У него будет своя школа, когда он станет знаменит. Его ученики будут творить не только в своей стране, но и за рубежом, станут известными» разве могли мы поверить в это, что будет так, что такое возможно для нашей нищенской семьи? Я три года ходил в первый класс, потому что нечего было одеть и обуть. В школу ходил только по теплу, да и то на босу ногу.
     Обучаясь в 6 классе, учительница Мария Михайловна Чередниченко посоветовала мне после изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», нарисовать картину по мотивам повести. Я впервые заимел масляные краски и начал писать сложную композицию. Картину отправили на районный конкурс, где она заняла первое место, да и не только в районе. Я стал лауреатом республиканского конкурса. За что получил книгу В.И.Ленина «Шаг вперёд, два шага назад».
       Заканчивая семилетку, я отправил в Алма-Атинское художественное училище свои рисунки с целью возможности поступления учиться. Завуч Антощенко-Оленев дал ответ, что в моих рисунках явно прослеживаются способности, но нет у меня никакой школы. Да это было и понятно, так как в моей школе не было педагога, который мог прилично сам рисовать и кое-что посоветовать мне. Но мечта о поступлении в художественное училище не давала мне покоя, а  возможности не позволяли. На дорогу необходимо было 38 рублей, а их у меня не было. Перейдя в 8 класс, я заочно поступил в Народный университет имени Н.К.Крупской. В процессе учёбы делал  контрольные работы и отсылал педагогу. Конечно, заочное обучение искусству проблематично, но и тем не менее кое-что удалось освоить: а именно, при заливке акварелью работать большими кистями и основные массы цвета должны хорошо сгармонированы между собой, различие первого плана и второго, разница в насыщенности цветовых планов. Так и прошли три года обучения у преподавателя Касторской Г.Н. Закончив десятилетку и три курса, меня директор школы Косырев С.И. попросил поработать учителем рисования и черчения в своей родной школе. Далее я был призван во флот  г. Владивостока. И там, на службе я выкраивал минуты, чтобы заняться своим любимым делом.
      Однажды, находясь в увольнении, я зашёл в сквер, в котором стоял памятник Сергею Лазо. Отдохнул, собрался уже уходить, но вдруг сердце всполошилось, я повернулся влево и заметил на здании вывеску «Дальневосточный институт искусств». Вот думаю: «Моя мечта!» но для этого нужно окончить училище, а у меня не было никакой возможности. Отступать не хочу, да и не имею права! Передохнув, набрал воздуха и уверенным шагом пошёл в институт. Ну и как везде, у лестничного марша сидела воинственная вахтёрша и не разрешила мне пройти в мастерские. Тут, к счастью,  заходит мужчина лет 35, в светлом плаще, на вид обаятельный и таким хозяйским голосом говорит мне: «Вы к кому старшина?» «Хочу учиться у вас» - ответил я. «Пойдемте со мной. Посмотрим классы, работы студентов». От работ я был в оцепенении. Оказалось, впоследствии, он стал моим педагогом – Доронин Василий Никанорович. Он мне посоветовал: «Когда будешь в увольнении, старшина, принеси с собой работы, которые у тебя есть и мы более подробно поговорим о твоей судьбе». Служить мне ещё год. Я стал упорно готовиться для поступления в институт. Первые работы, которые  им показывал, не внушали доверия. «Слабые»- говорили педагоги-художники. «Не потянешь учебный процесс, нет профессиональной подготовки». Но я не собирался сдаваться. Наконец в третий или в четвёртый раз привёз рисунки и этюды, а привозил я их чемоданами, педагоги увидели мои успехи и отметили несколько рисунков, а живопись по-прежнему была слабая и не соответствовала уровню абитуриента. Художники Бочанцев и Доронин В.Н. наконец сказали мне: «Ты можешь подавать документы на поступлении, но знай,  что без первоначальной базы подготовки тебе учиться будет трудно. Мы видели твоё большое желание и трудолюбие, которое нас удивило». 1966 год. Я сделал всё возможное, чтобы сдать экзамены и стать студентом Института искусств.
      Из дома материальной помощи я не мог ждать, а подработки на пропитание мне не удалось найти. Поэтому со слезами на глазах мне пришлось покинуть институт  и перевестись на заочное обучение в Омский пединститут на художественно-графический факультет, который окончил в 1972 году.
      Годы работы в родной школе стали для меня накоплением опыта как педагога и понемногу накапливал творческий потенциал. После окончания института,  районное управление образования постоянно приглашало работать руководителем школ в Заградовку, Корнеевку, Бескудук и другие сёла. Но меня тянуло к большому  искусству, хотелось добиться серьёзных результатов, а на селе это сделать практически невозможно. Поэтому я каждый отпуск с 1972 года ездил в город Петропавловск для поиска работы. И только в 1978 году увидел по телевизору рекламу, что организовалась художественная школа и нуждается в специалистах. На зимних каникулах 1978 года я прибыл в ДХШ и привёз с собой этюды для ознакомления моей подготовки и возможности работы. К этому времени я уже проработал в своей школе завучем по воспитательной работе. Руководству ДХШ понравилась моя автобиография и я был зачислен в штат преподавателей.
       С 1978 года я преподаватель ДХШ, где пришлось  поднимать рисунок, живопись и композицию на высокий профессиональный уровень.
       В методике главный акцент делаю не только на ремесленную сторону, но и главное на развитие творческого потенциала ребёнка и индивидуальный подход к каждому. На педсовете предложил ввести всем педагогам свободный творческий режим для учащихся. Чтобы дети на занятиях могли свободно подходить друг к другу с целью ознакомления с работой товарища. Ведь детей не только должен учить  учитель, но и они сами должны учиться друг у друга. Я постоянно много работал,  писал вместе с детьми этюды в классе и на пленэре. Моя увлечённость и любовь к искусству, к детям не заставили долго ждать результатов. Дети за мной потянулись. Они видели во мне открытость и серьёзность к искусству. Я обучал не только ремеслу, технике рисунка или живописи, обращал большое внимание на формирование человека, его личности, любви к искусству, к человеку. Не зря мой способный ученик Хасанов Андрей заметил: «С вашим приходом в школе повеяло свежим ветерком». Так я старался воплотить свою идею: быть человеком в жизни, в искусстве. Причём я старался быть всегда откровенен с детьми и их родителями. Полагаясь на опыт и чутьё, который со временем обогащался и закреплялся. Я мог посоветовать родителям, кто станет профессиональным художником, а кто – увы!  Вот хотя бы один из примеров: Воробьёва В.П. интересуется своей дочерью, которую учил в 1 классе уже второй месяц. «Как там моя дочь? Есть успехи?» на что я ей ответил: «Девочка спокойная, к занятиям относится равнодушно, не проявляет больших усилий, а следовательно и результаты минимальны. Она может закончить ДХШ, даже поступить в училище, но долго учиться не сможет, бросит». Мои предсказания оправдались, так и случилось. Со второго курса колледжа искусств она ушла. Впоследствии Валентина Петровна назвала меня провидцем.
      Видя мои успехи на поприще педагогической деятельности,  в 1983 году меня поставили завучем ДХШ и проработал я на данном месте до 1986 года. Наглядным подтверждением успехов в воспитании детей явилось то, что в 1985 году наша школа заняла третье место на ВДНХ СССР за организацию методической работы по эстетическому воспитанию. Принимали активное участие на международных выставках в Германии, Чехословакии, Японии и всегда получали призовые места. За 15 лет работы в ДХШ я подготовил для поступления в художественные учебные заведения 68 учащихся. Из них окончили Академии художеств России и Казахстана:
  1. Абенова Галлия
  2. Алимова Саида
  3. Глазунова Светлана
  4. Верпета Ирина
  5. Рыбаков Александр
  6. Нуримов Сабит
  7. РустямоваТатьяна
  8. Химич Дмитрий
  9. Астафьева Татьяна
  10. Давыденко Александр
  11. Аредакова Людмила
  12. Аредакова Татьяна
18 учащихся ДХШ стали известными художниками, членами Союза художников, Ассоциации России и Казахстана.
       В молодости мне не довелось закончить Академию художеств, поэтому я ежедневно по 2-3 часа на протяжении многих лет нарабатывал профессиональный уровень, чтобы стать педагогом. За время летних каникул писал десятки этюдов, стремясь уловить настроение пейзажа, гармонию цветовых пятен, образность, да все не перечислишь задачи, которыми оперирует художник.
      Как-то мы разговорились с моим любимым великолепным художником-живописцем А.Н. Бургаевым о труде художника, его черновой работе. На что он ответил: «Я за свою жизнь написал около полторы тысячи этюдов». Видимо и у меня не меньше.
    Иногда специально ездил на этюды в Лазаревку, Алматы, Щучье, Боровое. Несколько раз бывал в старинном городе Ярославле Золотого кольца. Ярославские храмы и соборы поразили великолепием форм и декоративным убранством. Тем более,  Ярославский музей изобразительных искусств славится большим собранием К.Коровина, которым постоянно восхищаюсь.
     Однажды,  работая над этюдом часовни Александра Невского, ко мне подошла женщина и долго смотрела, а потом сказала: «Вы не местный художник. Вы с большой любовью пишете часовню, да и цветом Вас Бог не обидел. Вы прекрасно чувствуете цвет, редко кто так гармонирует цветовые пятна». Мы познакомились, это была замечательная советская художница Г.П. Огарёва-Дарьина, картины которой экспонируются в Третьяковской галерее: «Жаворонки поют», «Сотая весна» и «У колодца». Я впервые услышал от большого художника оценивающие слова моего труда. Подобного от своих коллег не слышал, да и видимо не услышу.
     Но ни это было важно для меня, главное,  в повседневном труде при исполнении этюдов я стремился достичь хоть толику гармонии колорита великих мастеров прошлого. Ибо колорит в живописи играет огромную, я бы сказал, основную задачу. Цвет – это образ. Цвет – это эмоциональная нагрузка на психику зрителя. Только П.П.Чистяков с первых дней обучения поставил вопрос о развитии гармонии цветового колорита, способного эмоционально возбуждать человека. Цветовая окраска предметов вблизи и на расстоянии,  различие цветового тона, усилить или ослабить насыщенность цвета и т.д. всё это способствовало развитию и обогащению палитры ученика.
    Острое живописно-цветовое мироощущение есть одно из необходимых средств нового современного искусства. Оно как музыка возбуждает эмоцию и находит доступ к сердцу человека. Рассматривая картины, прежде всего обращаешь внимание на цветовую трактовку холста. Ещё не увидел и не разобрал сюжет, а цветовой настрой холста вдали привлекает и завораживает тебя. Поэтому, работая над картиной, я с большим трудом и мучением добиваюсь цветовой насыщенности холста. Художник старается изобразить не только то, что видел сам, но и то, что должны видеть его зрители.
     В 1992 году, бывший директор музыкального училища Кардашов В.М. предложил мне организовать отделение живописи. Этот год был подготовительным этапом в формировании материальной базы, гипсовых фигур, муляжей и прочих реквизитов. Не скрою, было сложно и опасно для меня. Я бы и не согласился взяться за эту ношу, но мои
ребята были очень обрадованы, узнав, что я буду заведующим отделением живописи. Тем более, многие мои выпускники ДХШ, обучаясь в других городах, приезжая на летние каникулы, приходили ко мне с работами и мы их обсуждали. Я советовал им как лучше сделать то или иное, как правильно сгармонировать цветовые массы, делала замечания. В ответ они говорили: «Если бы вы нас учили, такого мы бы не сделали, не допустили». Если ребята, которые учатся в училищах, обо мне такого мнения, значит я могу работать и в училище, хотя я Академию и не заканчивал. Видимо моя творческая подготовка уже соответствует Академической. Вот это и дало мне право возглавить отделение живописи в колледже искусств. Хотя и было трудно в начале, но любя своё дело, детей, все трудности были преодолены. Первый набор 1993 года оказался очень трудолюбивым и способным, работали по 8-10 часов ежедневно. Пришлось самому составлять программы по рисунку, живописи и станковой композиции.
     Та методика, которую применял в ДХШ, оказалась результативной и в колледже. А именно: индивидуальный подход, учить творчеству с первых дней занятий, учитель и ученик находятся в тесных взаимоотношениях, обучая, учись сам, а главное, образное видение натуры, цвета, личный пример, своим творчеством заражать молодёжь. А для этого я постоянно работал творчески, каждую работу выносил на суд своих питомцев для общего обучения. Такая метода очень продуктивна. Вначале ребята как бы стеснялись, а на старших курсах они уже стали равноправными коллегами по орудию. Показ иллюстраций великих художников необходим, но личный пример педагога в исправлении каких-либо ошибок учащихся, пример разложения цветовых пятен холста, гармония пятен и т.д., образность цвета, как учил П.П.Чистяков, эти задачи должен педагог наглядно решать при демонстрации.
    В 1998 году состоялся первый выпуск специалистов художников-преподавателей. 8 отличников,  8 человек поступили в Академии художеств России и Казахстана, Гатыч Людмиле и Джаманчаловой Евгении предложили работать преподавателями на отделении живописи.
      В ребятах ценю прежде всего человечность и порядочность, а после уже учебный процесс. Я постоянно работаю над собой, повышаю свой профессиональный уровень. Часто вместе с учащимися работаю над постановкой натюрморта или обнажённой натуры. Это создаёт стимул и наглядность урока.
      Первые мои воспитанники:
  1. Витмер Оксана
  2. Гатыч Людмила
  3. Джаманчалова Евгения
  4. Капустин Константин
  5. Коваленко Валерий
  6. Молжигитова Эльнара
  7. Ожогина Наталья
  8. Платунова Ирина
  9. Тайиров Нурлан
  10. Филатова Лилия
  11. Щиткова Марина
     Эти ребята стали для меня родными сыновьями и дочерьми. Видимо ежедневная работа по 6-8 часов сказалась на родстве, тем более, я вёл с первого курса 8 предметов: рисунок, живопись, станковую композицию, анатомию, черчение, перспективу, историю искусств и декоративно-прикладное дело. Они часто между собой называли меня батей, шефом и мэтром. Я рад за них и горжусь их успехами в творчестве.
       «Нет плохих учеников – есть плохие учителя!» - такова народная мудрость. Это верно. За свою творческую и педагогическую деятельность, а она равна 47 годам, убедился в том, что очень многое зависит от педагога. Конечно, почти всех невозможно воспитать, а тем более в искусстве сформировать равных ребят по силе, образному видению и ощущению мира.
    За время работы в колледже искусств у меня было несколько выпусков художников-преподавателей. Могу с уверенностью констатировать, что в каждом выпуске были прекрасные люди, хорошо подготовленные специалисты, люди с творческим запасом, которые желали продолжить обучение в Академиях художеств, так как у них было это сформировано.
      Помню, обучаясь в Институте искусств г. Владивостока, мы разговорились с нашим прекрасным педагогом Дорониным В.Н. о формировании личности как художника. Он сказал, что воспитание художника зависит от многих факторов. Это прежде всего социальные условия, среда, уровень творческого потенциала  художника-преподавателя, который учит и даже гены. Художник–педагог – это прежде всего творческая личность, который обязан повести за собой ребят. А когда за ним пойдут? Когда увидят в нём прекрасного творца, у которого хотелось бы учиться. А у нас чаще что просматривается в училищах: педагоги творчески работают редко, закончили академию и этим кичатся. А ведь ребята хотят видеть творчество своего педагога, они чаще только слышат его. Чувства у ребят слабо развиваются, а ведь это главное для художника. Однажды начинающий писатель спрашивает у Виктора Гюго: «Что важнее для писателя: знания или чувства?». «Чувства, молодой человек, чувства».
     Заканчивают ребята курс обучения, группа из 23-25 студентов, допустим из них 10-12 отличников. Как вы думаете, сколько человек поступает в Академию художеств? Самое многое 2-3 человека! А должны все отличники. Вот тогда можно сказать, что они учились у прекрасного педагога. В свою очередь я сказал Доронину В.Н., что у меня того не будет, если я буду педагогом. Улыбаясь, он сказал мне: «Вот тебе маэстро и карты в руки, попробуй, возможно и получится у тебя».
      Я могу с уверенностью сказать, что обещание, которое давал своему педагогу выполнил. Даже больше того, из 36 выпускников, которых подготовил  в колледже, поступили в Академии художеств России и Казахстана 22 человека.
     Работаю в реалистической манере, что требует методика колледжа. Чтобы детей не заводить в заблуждение. Любимый жанр – пейзаж, реже натюрморт. За время учёбы в Омском пединституте на художественно-графическом факультете мне повезло встретиться с прекрасным живописцем Штабновым Г. у которого многому научился и профессором Либеровым А.Н., который увидел во мне определённые задатки пейзажиста и назвал меня «картинщиком». «Ты будешь писать прекрасные пейзажи» - сказал он. «У тебя есть чувство меры композиции, а самое главное понимаешь цвет».
    За свою творческую жизнь провёл 4 персональных творческих выставки:
1997 год – областной музей искусств.
1997 год – Университет.
2001 год – к 60-летию в колледже искусств.
2004 год – Областная библиотека им. С. Муканова.
В данное время готовлюсь к открытию выставки совместно со своими выпускниками, в честь своего 70-летия.
     Многие мои работы находятся в частных коллекциях:  у Алексия II ( когда отец Сергий вручал ему мой пейзаж «Храм св. Петра и Павла», он сказал: «Свежа, как после дождя»), у бывшего министра культуры М. Швыдкого, две работы в Америке, одна у правнучки Н.В.Гоголя, одна («Натюрморт  с грибами») находится в Японии. Около 30 работ в Германии и Польше. Более ста работ, здесь в Казахстане, по 1 работе у космонавтов РК, почти у всех министров РК.
     В 2004 году была издана Энциклопедия Северо-Казахстанской области, посвящённая  известным людям области. В разделе «Изобразительное искусство»,  в числе 10-ти художников есть  моя фамилия и работа «Пейзаж». В 2010 году вышла в свет  Энциклопедия Казахстана «Лучшие люди Казахстана» в рубрике «Родины славные сыны и дочери Казахстана» помещен энциклопедический материал обо мне – лучший художник-педагог.
    Я очень доволен успехами своих питомцев. В 2008 году в Новосибирске была издана книга «Десятая выставка Сибири». В ней помещены работы трёх моих учеников:
Тайирова Нурлана, Ожогиной Натальи и Платуновой Ирины. Рассматривая эту книгу,  я был горд и счастлив тем, что мои ребята стали известными художниками России. Ведь есть крупица и моего труда, как учителя, наставника.
     Отрадно отметить успехи учеников, участвовавших в конкурсах Казахстана и ставших лауреатами:
  1. 1999 год. Конкурс молодых художников  Казахстана «Шабыт». Бурыгина Ольга,
      4 курс, заняла I место.
  1. 2001 год. Международный конкурс во Франции под эгидой ЮНЭСКО. Калмыкова Оксана,  4 курс, заняла V место из 12 и стала Лауреатом. Этот Международный конкурс визуального искусства «Впервые я вижу» собрал работы художников от 3 до 25 лет из 51 страны мира. Более того, воспитанник моей ученицы Евгении
            Джаманчаловой, Виталий Николаев так же занял почётное место на этом конкурсе.
            На вручение призов во Францию нам съездить не пришлось, так как документы
            пришли с опозданием, да и спонсоров найти проблематично. Кроме морального
            поощрения никакого другого пока не получил ни от руководства колледжа, ни от
            департамента образования.
  1. 2001 год. Конкурс молодых художников  Казахстана «Шабыт» город Астана. Заикина Татьяна, 3 курс, заняла I место и стала Лауреатом.

     И ещё хотелось остановиться на некоторых аспектах методической работы. Как влияет художник–педагог на развитие личности как художника? Прежде всего, на композиционное мышление учащихся, общее формирование ребёнка как личности и т.д. Вот об этом хочу сказать несколько слов по мере своих возможностей и опыта.

«Жить счастьем, ростом и горечью других, тем более своими учениками, стоит многого, это дано не каждому педагогу».
      Художник-педагог в моём понимании - это прежде всего творческая личность, которая способна повести за собой детские души. А для этого он должен обладать высоким творческим потенциалом и постоянно его совершенствовать. Не имея творческих наработок, педагог в скором времени потеряет доверие к детям. Не случайно, позанимавшись год-два у педагога, дети начинают размышлять о том, что они творчески зациклились, хотя ремесленная сторона прогрессирует.
       Представьте, дети рисуют одно и тоже и притом длительное время, конечно, опытный педагог ставит разные задачи к постановкам, обогащая сложностью и разнообразием, в конце-концов данные задания тоже могут быть отягощены в детском восприятии.
       В июне месяце 2005 года меня просили провести урок мастер-класс для детей художественных школ области во время пленэра. Для проведения урока я взял объект палатку оранжевого цвета и начал писать этюд. Сделал замес на палитре и широкой кистью наметил цветовые и тональные пятна этюда. Глядя в глаза детей, я заметил не только их удивление, но главное необычностью, по их мнению, выбора красок. Лес зелёный, а я беру для данного пятна голубую и кадмий желтый средний в смесях, а для палатки оранжевого цвета, беру сиену жжённую, кадмий жёлтый в смесях и немного красного. Вот палитра художника!
      Несколько ребят начали писать данный объект. Через некоторое время, завидя их замешательство, я начал им объяснять, что лес не совсем зелёный, что принято в народе называть лес зелёный, небо голубое и т.д., но вы сравните эти объекты с данными цветами и вы увидите большую разницу в их окраске. Далее, предметы в пленэре меняют свою окраску,  так как они своим цветом влияют друг на друга, да притом, они находятся на расстоянии друг от друга, что немаловажно влияет на цвет вблизи и на расстоянии имеет отличительную окраску, притом более сложную и смягчённую вдали. Следовательно, палитра обогащается сложностью и богатством оттенков. Подхожу к другой группе учеников, руководитель моя бывшая выпускница. Посмотрел на их работы и начал советовать ей, чтобы она требовала от них передачи тона и цвета, они просто красят и совершенно не сравнивают цвета. На что она ответила: «Я же не могу писать так как вы! Вы настоящий художник, который может писать всё, я не имею такой подготовки.» «Надо учиться, совершенствоваться, ведь ты педагог!» - ответил ей я. «Это недопустимо, ты просто обязана владеть ремеслом!». Свой недостаток она возводит в ранг нормы, который не важен в её работе: С уверенностью могу сказать, что данный педагог не сможет разбудить в детях искру творчества, тем более подготовить для дальнейшего обучения в колледже.
      Мой бывший ученик Нуримов Сабит, после окончания Академии Художеств, был у меня в гостях и очень внимательно рассматривал только что завершённый пейзаж «Осень». Я ему говорю: «Ну что ты там рассматриваешь, это простой очередной пейзаж» А он ответил, что пейзаж может и простой. Но живопись гармонична и прекрасна. Я пока такого уровня ещё не достиг, да видимо и не достигну.
      Поучительным примером для подражания является великий русский педагог-художник П.П.Чистяков. Прежде чем стать педагогом, он изучил методики Академий Германии, Франции, Испании и Италии. Несмотря на некоторые их несовершенства в методики, он смог извлечь из их системы зерно и применить в своей работе. Он блестящий педагог, воспитавший плеяду замечательных художников: Сурикова, Врубеля, Серова, Васнецова, Нестерова, Архипова и многих других. Заслуга П.П.Чистякова состоит не в том, что он воспитал большую плеяду великих художников, хотя и это очень важно, а в том, что впервые поставил вопрос творческого развития личности, индивидуального подхода к ней. В его методике развитие творческого самосовершенствования было основополагающим направлением методики. Работая над простым натюрмортом с учениками, он требовал от них, чтобы они могли что-то усилить, а что-то умышленно ослабить. Для ремесленника всё известно, а для художника всё ново. Поэтому он строит свою систему не на усложнении постановок-заданий, а на усложнении методически-творческих задач.
       Ставя натуру или какую-либо постановку, как правило педагог ставит задачу: сгармонировать цветовые пятна, передать характер изображаемого. Как всегда сильные работу выполнять интереснее и гармонично, а слабые ребята данного уровня не достигнут. А вот П.П.Чистяков ставит другой вопрос. Напишите постановку, но подойдите к исполнению совершенно другим взглядом, а именно постарайтесь уловить и передать ваше образное видение натуры, то есть отношение к ней. Подобная задача заставит учащихся стать в один ряд, эта задача заставит, независимо от способностей, всех учеников подумать о сложности выполнения данной постановки. Данная задача поставлена на развитие и активизацию воспитания у живописца творческого мышления.
      На первом месте творческое мышление художника, который потом уже приобретёт необходимость знания в рисунке и живописи. Это даётся не сразу, но понемногу у ребят развиваются образы натуры, которые усиливаются или дополняются с помощью воображения. Научившись воображать, цвет в живописи станет не только как метод познания натуры, но и как метод раскрытия отношения к ней.
       «Художник должен быть художником с самого начала обучения. Если разделить искусство на ремесленную и творческую части, то возникающий разрыв станет для многих живописцев непреодолимым препятствием в будущем, благодаря которому они навсегда останутся ремесленниками» - говорил П.П.Чистяков.
       Известно, что чем выше интеллект педагога, тем выше результат учебно- воспитательного процесса. Это мнение можно с уверенностью отнести и к художнику-педагогу. В своей работе он опирается прежде всего на свои знания, творческий опыт и классические произведения живописи. Вы бы заметили ту радость и удивление, когда они смотрят очередную работу художника-педагога. Рассматривая работу своего педагога, анализируя, они начинают рассуждать о композиционном решении, колорите и образной трактовке сюжета. Ребята видят приёмы, которые применил педагог в передаче предметов быта, как решил образ природы в законченном пейзаже и т.д. Тем более что подобная метода даёт очень эффективный результат для развития творчества в детских душах.
       На третьем курсе моя ученица Розалия говорит мне: «Валерий Васильевич! Я не совсем понимаю, что означает гармонично сделать первую заливку эскиза композиции!» В это время я только что сделал цветовую раскладку пейзажа и пригласил в мастерскую ребят, чтобы они увидели начало работы над картиной. Комментируя цветовую раскладку пейзажа, я прежде всего обращаю внимание на взаимодействие и согласованность цвета, что умышленно усилил или ослабил в композиции. Розалия была удивлена цветовому настрою и «простоте» исполнения. Вот здесь уместна поговорка: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Лучше не скажешь, чем увидеть подобную систему в работе. Тем более, они увидели работу своего педагога, который не только говорит, но и может показать, как надо на практике это всё сделать. Глядя на работы, ребята начинают размышлять, они стремятся достигнуть твоего уровня и в чём-то подражать, это может в форме разговора, в умении модно одеваться, а самое главное научиться мощной технике письма.
      Первые мои учащиеся: Таиров Н., Коваленко В., Капустин К., Платунова И. и другие стремились научиться писать как «мэтр». «Хочу писать как «папа-Валера» часто говорили они. Поэтому при показе мне приходилось постоянно говорить им, что вот так нужно писать, но ты так не пиши, это я так вижу, чувствую, а ты постарайся по-другому, не повторяй меня, пиши как видишь и чувствуешь форму. Пусть будет слабее, но это твоё видение, твоё ощущение. Пишешь этюд, стремись подчеркнуть типичное, а не случайное. Когда пишешь этюд для композиции, думай прежде всего о передачи образа, который несёт этот натурщик. Какую смысловую нагрузку он несёт! От натуры и образа, к законченному произведению - таков творческий подход любого художника. В серьёзной картине любого жанра можно увидеть образ эпохи, в ней как в фокусе отразилась история народа. А это уже вершина творческого воображения, к которой каждый художник стремиться, но не каждый достигает. Путь творчества у художников различен, но процесс подготовки типичен.
      Что же является предметом изучения и исполнения в композиции? Из чего складывается композиция, с каких следовало бы начинать обучение? Если в рисунке - форма, а в живописи - цвет, то в композиции - образ. Только нужно заметить, что образы, которые мы воспринимаем в рисунке, дающие нам представление о строении формы предмета, отличаются от образов в композиции, говорящих о личной характеристике героя. В рисунке важны форма, пропорции, а в композиции - характер предмета, каким каждый из нас его видит и представляет.
      Лучше всего начинать с рассмотрения отдельных предметов по цвету и тону, облака, деревья, техника, а главное люди с их лицами. С раннего детства ребёнок начинает вглядываться в лица, угадывая в них настроение и характер окружающих людей. «Каждого лица хотел смысл постичь. Мальчиком ещё, помню, в лица всё вглядывался - думаю, почему это так прекрасно!» - вспоминал В.И.Суриков. Постигая секреты портрета, ученик постепенно обогащается в передаче образов. И так, с первого шага - увидеть образ - начинается открытие композиции.
      Создание композиции - это прежде всего сложная и многообразная, расчленённая на ряд стадий исполнения, работа.
      Первая стадия - период первоначальных художественных накоплений. Это могут быть накопления впечатлений, наблюдений, нaтурных зарисовок и т.д.
      Второй этап - разработка замысла. Это могут быть более определённые зарисовки для сюжета.
Третий этап - отбор удачных зарисовок, впечатлений, наблюдений для разработки сюжета, поиски цветового решения, наконец, разработка главного в сюжете.
      И, наконец, последнее - исполнение: разработка, выделение главного, средства, применяемые для реализации. Это может цвет, линия, композиция, ритмика предметов и многое другое.
      Работая в такой последовательности, ребята начинают более глубже и эффективнее подходить к каждому этапу исполнения. Главное не перескакивать этапы, а работая, обогащать все виды поисков всевозможными накоплениями, пусть даже незначительными на первый взгляд, но в последствии могут пригодиться для раскрытия образа в композиции.
     В заключении могу добавить, что для формирования художника необходимо, чтобы учитель был высокого ранга, имеющий творческие наработки. Каждый воспитывает по своему подобию и уровню.
       Помню, работая в ДХШ, я заметил, что в первом выпуске учащихся, а он был очень сильным, думал, что многие ребята поступят в художественные училища, но увы! Поступили только три ученика. Мне пришлось проанализировать свою работу и вскрыть причины и недостатки моей деятельности.
1. Слабая творческая подготовка, которая не заинтересовала и не повела детей за собой.
2. Очень мало говорил детям о профессии художника и мало рассказывал о творчестве великих мастеров.
3. Свою творческую деятельность как-то не выносил на суд учащихся, а это был серьёзный методический пробел в моей работе.
        П.П.Чистяков по этому поводу очень тонко заметил, что учитель и ученики вступают, в близкие взаимоотношения. Дети обязаны знать и видеть, как работает учитель, что он пишет, какой у него творческий потенциал, если он высок, то дети будут стремиться идти за ним, подражать ему. Не случайно многие мои бывшие ученики стремились быть похожими на меня в творчестве, как я одеваюсь, даже часто копируют манеру разговора.
       Учитель, который слабо работает творчески, не сможет воспитать художника, тем более он не имеет права работать художником-педагогом. В этом я полностью согласен с П.П.Чистяковым. Мои успехи - пример для подражания. Из 36 моих выпускников колледжа половина поступила в Академию Художеств Казахстана и России. Это удаётся не каждому.

«Художник ночь изображает, частицу света оставляет, чтобы ночь эту видать».  Лопе де Вега.
 
Тайиров Нурлан
           Валерий Васильевич был моим преподавателем в колледже искусств, а также в художественной школе, когда у меня шел последний год обучения. Именно в это время открывался колледж с отделением живописи, и Валерий Васильевич рекомендовал мне поступать. Я не знаю, почему он это сделал, но если бы этого не произошло, моя жизнь была бы сегодня совсем другой. Я бы мог не стать художником.
        Самое важное в нем, я считаю, что он - живописец. И он дал почувствовать, что такое живопись. Учиться живописи, разгадывать и понимать ее - это занятие на всю жизнь, но главное ведь - начать. После колледжа идет Академия и вообще другие университеты жизни,  представление об искусстве расширяется до пределов неизвестности, взгляды изменяются, преобразуются и т.д., но всегда есть отправная точка, относительно которой определяешь себя в пространстве. Эта точка для меня - то чувство живописи, которое сообщил мне Савельев. Чувство, когда краски замешиваются на палитре, как из них появляется Цвет, образуется его масса, возникают отношения тонов и прочее колдовство. Живописи нельзя научить, этому учишься сам. Нельзя научить чувствовать цвет, этому можно только научиться самому. Помимо волшебства это ежедневный труд, это ремесло. Художник принадлежит самому себе, сам ставит перед собой задачи, выбирает свой путь. Отсюда твердая дисциплина, строгость в работе. Валерий Васильевич объяснял эти вещи не только на словах, но и личным примером.
        Мы знаем Валерия Васильевича как человека независимого, со своим твердым мнением, подчас непреклонного и несговорчивого, и со временем я стал понимать, что это не только свойство жизненного опыта, это результат профессионального труда. Преподавателем можно стать тогда, когда смог сам научиться чему-то сложному, подчас необъяснимому, когда есть что сказать самому, на основе своих собственных открытий.
       Живопись - это терзание и сопротивление. Каждая маленькая победа на этом пути дает право держать голову высоко и смотреть прямо в глаза.
        Валерий Васильевич в достаточной степени дал мне все самое необходимое и важное,
что требуется знать в начале профессионального пути. Это касается не только науки цвета и тона, композиции и рисунка. Он сообщил уважение к профессии живописца, с ее критериями и требованиями. Своими взглядами и убеждениями он подготовил к самой жизни, к ее превратностям, вопросам.
       Как у преподавателя, несмотря на обширный ряд тех эффективных практик, что называют педагогическим методом, я бы выделил следующее. Поощряя индивидуальность в работе, он помог почувствовать разнообразие живописных подходов, предоставив своим студентам учиться друг у друга, ощущать спектр творческих возможностей. У каждого в нашей группе было свое чувство цвета, как и чувство прекрасного. И это не разъединяло нас,  а объединяло, заряжало на дальнейшее движение. В этом есть не столько некий соревновательный момент, а ощущение той широты живописи, которую хочется освоить и познать.
        Я с удовольствием присоединяюсь к большому количеству благодарных учеников Валерия Васильевича.

Гатыч Людмила
       Человек приходит в этот мир, чтобы учиться, чтобы стать лучше. Каждого человека в этом мире ведет Учитель, который указывает путь к совершенству, а человек, стремящийся к совершенству,  становится Художником.
       Для кого-то Валерий Васильевич Савельев является прекрасным живописцем, чьи работы поражают богатством цвета. Кто-то считает его замечательным человеком - умным, внимательным, отзывчивым. А для нас он навсегда остается любимым учителем, давшим азы мастерства, заронившим ростки творчества. Он научил нас работать так, чтобы не было стыдно перед людьми и жить так, чтобы не было стыдно перед собой.
       Валерий Васильевич - это человек, благодаря которому многие определили свое место в жизни и обрели свой путь.

Платунова Ирина
      Валерий Васильевич Савельев - наш самый лучший, самый душевный, самый родной преподаватель! Столько сколько давал нам он, как преподаватель и человек - больше никто не смог дать ни в академии, ни в институте! Он дал нам тот толчок к творчеству, который вдохновляет до сих пор - любовь к искусству, к живописи, к этой уникальной судьбе, судьбе быть художником! Да и просто - научил рисовать!!
        Я закончила Петропавловский колледж искусств первым выпуском. О нашей группе можно говорить долго, бесконечно .... но я скажу кратко - это было самое замечательно, счастливое романтичное время в моей жизни! И в этом большая заслуга Валерия Васильевича! Именно он создал ту волшебную атмосферу. Мы все были преисполнены творческими стремлениями, каждый из нас безумно полюбил этот путь и нашел себя, свою манеру в живописи, свою дорогу! Он постоянно нас подталкивал к новым знаниям, чем-то заинтересовывал ... И это "горение", я думаю, длится до сих пор! Валерий Васильевич был нам как отец, и как "отца" его волновали все наши переживания, проблемы, даже и не связанные с искусством. Это было идеальное время! Думаю, нам всем было очень интересно друг с другом, никто не торопился домой после занятий
и не любил каникулы! По-моему это огромная заслуга преподавателя от Бога, и именно такой наш Валерий Васильевич Савельев. И кроме того замечательный художник-живописец, который на протяжении всех 5 лет моего обучения не переставал писать в своей мастерской, и делился с нами личным опытом, на примере своих работ объяснял многие вещи, плюсы и минусы а это, по-моему, не заменимый опыт! Спасибо!

Валерий Коваленко
Три Слова об одном Человеке.
Художник.
       "Ни дня без карандаша, ни дня без кисти" - это слова не только П.П.Чистякова, но и девиз ещё одного художника, которого я впервые увидел, когда мне едва исполнилось десять лет.
      В просторном здании художественной школы по стенам третьего этажа, (куда нам, первоклашкам, и ступить то было страшно ), висели большие холсты, на которых широко. мазисто, мастерски были написаны пейзажи, натюрморты, большая сюжетная картина. Украдкой, сбегая из класса,  мы прокрадывались на этот этаж и долго и горячо, потом обсуждали как "классно" по цвету, пастозно написано море или как одним смелым мазком намечен зубчик чеснока! И, конечно, каждый наизусть знал фамилию того небожителя, который иногда проносился и по нашему второму этажу.
      И мы, первогодки, горящими глазами смотрели вслед стремительной фигуре с развевающимися посеребренными уже сединой прядями волос,  когда кто-нибудь из уже бывалых шептал в ухо:
"Савельев, Савельев!"
        А ещё через два года Валерий Васильевич Савельев стал и моим учителем.

Учитель.
      Как то в разговоре я спросил Валерия Васильевича, почему он решил преподавать, а не посвятил себя живописи полностью. Он сказал: "Я много учился, но мне не повезло - так случилось, что я не встретил в жизни настоящего учителя. И я решил стать тем учителем, которого у меня не было". Этот простой ответ меня тогда удивил. Как так, думал я, можно легкомысленно тратить жизнь на исправление такой малой несовершенности, ведь их так много встречается на нашем пути, мы не сможем исправить всё ...
       Возможно сейчас я понимаю немного больше: возможно нельзя исправить всё; и возможно только делая то, что мы должны делать, там, где мы есть - мы и можем исправить хоть что-то.
     И возможно есть люди, которые, видя хоть самый малый изъян мира, особо не мудрствуя, принимают простые и ясные решения.
      И  теперь, благодаря такому простому и ясному решению одного человека, я и многие мои друзья и многие, многие студенты, которых я даже не знаю, могут сказать:
"Я много учился и мне повезло - так случилось, что в жизни мне встретился Настоящий Учитель".

Человек.
      Вспоминая сейчас всех тех из его учеников, которых я знаю; вижу: кто-то посвятил себя монументальным росписям, кто-то станковой живописи, кто-то занимается реставрацией, дизайном, мозаикой, иконописью, кто-то сам уже преподаёт: одни работают в ультрасовременных течениях, другим близка традиционная реалистическая манера.
       И я понимаю, что Валерий Васильевич Савельев учил нас не просто какому - либо способу живописи и рисунка, не просто внимательному и серьёзному отношению к своему делу (о, сколько плохо приготовленных мною холстов и неряшливых палитр вылетало в окно).
       Нет, чему-то большему ... Привычке к труду, любви к творчеству и порядочности.
Всему тому, что и составляет сущность самого Валерия Васильевича, - сущность Учителя, Художника и Человека.
       В годы обучения в школе и особенно в училище общие пленэры, походы в мастерскую, выставки позволяли нам, едва почуявшим пленительный запах масляных красок, кедрового лака и свеже загрунтованного холста, в деталях рассмотреть и изучить художественную кухню мастерства и творчества Художника.
      Верность принципам русской реалистической школы, серьёзное отношение к композиции в сочетании с мощным колористический замесом и постоянная работа с натуры,  позволяют Валерию Васильевичу создавать глубокие, настроенческие и всегда такие разные пейзажи и натюрморты,  которые украшают собой многие частные коллекции и не один музей!
      Но что ещё более важно, картины В.В. Савельева понятны и любимы его учениками,  его коллегами, и простым зрителем, которого не обманешь. Заслуженно работы мастера стали одним из символов нашего города и края.
      Я бы хотел пожелать Валерию Васильевичу только здоровья и долгих и долгих лет жизни, потому что знаю, что пока бьётся его сердце - глаз не утратит цепкость, рука не опустит кисть, а за мольбертами в аудитории всегда будут сидеть ученики с горящими восторгом глазами и кто-то шепнёт на ухо соседу: "Савельев, Савельев!"

Ожогина Наталья
Уникальный педагог, организовавший целую школу живописи. Художник,  всегда идущий только к абсолютным идеалам. И просто очень хороший человек, который часто незримо присутствует в самых теплых воспоминаниях.



Спасибо Вам за ярость цвета!
За твердость линии, спасибо!
Мы были линии, изгибы
Мы пели гимны в красках лету!

За юмор ваш, за волю к жизни,
За трезвый, ясный взгляд на дело,
За кисти взмах, довольно смелый.
За постулаты реализма.

Из этих стен, ушедших дальше,
Приятны сердцу перспективы.
Учили видеть мир красиво,
Живописать без тени фальши.
Вы нам привить сумели цельность.

И «вкусность» красочного цвета,
Ох, как не просто было это!
Ох, как нас выругать хотелось!

Характером отличны очень,
И каждый волен думать всяко,
Вы приняли без обиняков,
Шесть сыновей – четыре дочери!

Не упираясь в недостатки.
Учили помогать друг другу.
Мы связаны довольно туго.
Так связаны – не скажешь кратко.


Нам волю подарив к учёбе,
Способность рассуждать спокойно.
Вкус самокритики достойной
Без помощи справлялись чтобы!

В нас видели искру от Бога,
Дороже золота любого,
Напутствовали нам дорогу
И не всегда судили строго.

Нам важен отзыв  Ваш о деле,
Понятна ироничность шуток.
Наш Босс бывает строг и чуток,
Другого мы бы не хотели!


Забыв трясину дилетантства,
Мы вышли на тропу искусства,
И тут не обошлось без хруста.
Не всё бывало как по маслу!

А финиш здесь – начало больших.
Дорог к заоблачным высотам,
Порадуем мы Вас, и – что там!
Потомков нас заставим помнить!

Надеюсь след в душе оставить
 Сумели мы у вас за годы.
Плод нашей с вашею работы
И с этим смею вас поздравить!
      Кириченко  Александр




Абдрафиков Руслан.
       Английский писатель и художник Джон Рёскин сказал: «Рассматривайте все ваши дарования и знания как средства, нужные вам для помощи другим». Валерий Васильевич Савельев – это не просто талантливый художник. Это ещё и учитель, который смог передать свои знания и умения многочисленным ученикам.
      Работая с детьми с 1978 года, Валерий Васильевич сумел посеять в их сердцах любовь к искусству, стремление развивать свои способности, дарить миру прекрасное. Далеко не каждому дано творить и обучать этому других.
      Найти особый подход к детям. Вселить в них веру в себя. Свои возможности. Помочь им уверенно идти к своему будущему, занимаясь любимым делом, может только настоящий педагог, каким и стал для своих учеников Валерий Васильевич Савельев.

        Что можно сказать Настоящему художнику в торжественный день открытия его юбилейной выставки?! Добрые слова поздравлений, выразить восторженные чувства от мастерских работ и наилучшие пожелания – здоровья, творческого долголетия, новых интересных произведений! А что могут добавить ещё и Настоящему Педагогу его  многочисленные ученики?! Конечно же, тёплые слова бесконечной искренней благодарности! И то, и другое в полной мере относится к юбиляру. Ибо Валерий Васильевич Савельев – без сомнения – и Художник, и Педагог с большой буквы!
       И кроме шумных поздравлений и аплодисментов, мы – Ваши ученики – со всей душой и трепетной радостью говорим Вам доброе спасибо за то, чему Вы научили нас в Художественной школе! За тот базовый багаж знаний и умений, что помог нам и позволил продолжить художественное образование в училищах и вузах. За ту заложенную основу, что дала нам возможность профессионального развития. Благодаря именно вам, многие из Ваших учеников стали самостоятельными профессиональными художниками и интересными творческими личностями. И то, чему Вы научили нас, до сих пор верой и правдой служит нам, ибо это была настоящая крепкая школа. Ведь Вы учили не только видеть и понимать красоту реальности, но и уметь изображать её на плоскости. Не только думать, рассуждать и анализировать, но и  «крепко держать карандаш и кисть». Вы учили главному в те поры – ремеслу, технике рисунка и живописи. Ибо, как известно, техника это язык любого вида искусства (не только изобразительного), без коего немыслимо создание сколько-нибудь серьёзного профессионального произведения. И основу этой профессиональной техники – рисунка, живописи, композиции – в наши юные головы и руки вложили именно Вы. Ведь в нашем деле одними словами не обойтись, - гораздо важнее показать КАК рисовать, КАК работать кистью. А Ваши работы тогда служили образцами мастерства и наглядными примерами – идеалами. В них был тот высокий уровень, к которому мы стремились и на который равнялись и по окончании школы. А Ваши изящно-техничные рисунки, живые и мастерски лихие этюды, густо и сочно-живописные картины...! Они казались недосягаемо виртуозными и неподражаемо великолепными! И мы, глядя на них, мечтали и стремились уметь «написать как Валерий Васильевич…» ну, или хотя - бы хоть в чём-то быть похожими. Подражание всегда свойственно любому обучению, и нам очень повезло с образцами: перед глазами были живые работы Настоящего Профессионала! И у нас была одна главная цель и заветная мечта, - вот бы научиться писать «по -  Савельевски...»! естественно, что в каждый потом пошёл своим путём и в жизни,  и в творчестве. Но те, кто избрал искусство, всегда будут благодарны за ту школу, грамоту и профессиональные навыки, кои преподали именно Вы!  А это – дорого стоит: ибо без владения ремеслом не бывает настоящего Мастера!
     Всегда живая, свободная, доброжелательная и эмоциональная манера преподавания В.В.Савельева пробуждала в нас интерес, энтузиазм, упорство и целеустремлённость в работе. Но и в не меньшей, а скорее в большей степени, нас вдохновляли, воспламеняя творческое горение и желание совершенствоваться, собственно творческие живописные работы учителя. Работы, которые восхищали, удивляли и буквально завораживали живописью и мастерством исполнения. Звучность, сложность и глубина цвета; пластика широкого пастозного мазка; красота и убедительность в передаче формы, характера, настроения; свободная, мастерски пластичная, раскрепощённая авторская манера (техника) живописи; характерный и узнаваемый густой колорит – всё это просто повергала в трепетный восторг и вдохновляло одновременно!
    Думается, что все эти неоспоримые качества и сегодня восхищают зрителя, умеющего понимать и чувствующего красоту живописи. Ибо профессиональное мастерство – подлинное, убедительное и искреннее – всегда в цене!
    Вот за это Настоящее Мастерство, переданное своим ученикам. Мы будем благодарны Вам всю жизнь. А как зрители, мы благодарны Вам за ту красоту, которую вот уже сколько лет мы видим на Ваших полотнах!
    Здоровья, радости и дальнейших творческих успехов Вам, дорогой наш Валерий Васильевич, - мы Вас любим и ценим! Спасибо Вам огромное!
С глубоким уважением и признательностью – Ваш ученик А.Хасанов.


Колледж искусств
Выпуск 1998 года
  1. Гатыч Людмила
  2. Витмер Оксана
  3. Джаманчалова Евгения
  4. Капустин Константин
  5. Коваленко Валерий
  6. Молжигитова Эльнара
  7. Ожогина Наталья
  8. Платунова Ирина
  9. Тайиров Нурлан
  10. Филатова Лилия
  11. Щиткова Марина

Поступили в Академию художеств
  1. Витмер Оксана
  2. Капустин Константин
  3. Коваленко Валерий
  4. Ожогина Наталья
  5. Платунова Ирина
  6. Тайиров Нурлан
  7. Молжигитова Эльнара

На Худ. Граф.
  1. Гатыч Людмила
  2. Джаманчалова Евгения
  3. Щиткова Марина

Выпуск 2001 года
  1. Бурдюкова Александра
  2. Бурыгина Ольга
  3. Герасимова Анастасия
  4. Лошкарёва Марина
  5. Крестьянова Вера
  6. Калмыкова Оксана
  7. Машенцева Ольга
  8. Печерская Евгения

Поступили в Академию художеств
  1. Герасимова Анастасия
  2. Машенцева Ольга

Выпуск 2003 года
  1. Заикина Татьяна
  2. Курмашева Розалия
  3. Мищенко Ксения
  4. Острецов Алексей
  5. Юдина Анастасия
Поступили в Академию художеств
  1. Заикина Татьяна
  2. Острецов Алексей

Выпуск 2004 года
1. Королёва Светлана

Поступили в Академию художеств
1.Королёва Светлана

Выпуск 2005 года
  1. Айтенова Динара
  2. Капшицкайте Кристина

Выпуск 2008 года
  1. Бентя Юлия
  2. Буйских Вячеслав
  3. Войтенко Инесса
  4. Жуков Виталий
  5. Николаев Виталий
  6. Кириченко Александр
  7. Сармуханов Алигосман
  8. Сиридченко Ольга
  9. Толстоухов Анатолий

Поступили в Академию художеств
1.  Бентя Юлия
      2.  Буйских Вячеслав
  1. Войтенко Инесса
  2. Жуков Виталий
  3. Николаев Виталий
  4. Кириченко Александр
  5. Сиридченко Ольга
Совместно с Тюриным А.М.
  1. Зубарев Виталий
  2. Федоренко Наталья
  3. Никулина Екатерина

Список работ Савельева В.В.

1. Алматинские горы.
2. Пейзаж с церковью.
3. Осень.
4. Ярославль в ХVII веке.
5. На этюдах.
6. Пейзаж с мостиком.
7. Зима.
8. Весенние воды.
9. Натюрморт с подсолнухами.
10. Избушка лесника.
11. Натюрморт с грибами.
12. Натюрморт с хлебом.
13. Натюрморт с соленьями.
14. На Руси.
15. В те дни на Приишимье.
16. Осенний пейзаж.
17. Храм Св. Петра и Павла.
18. Ночной Петропавловск.
19. Праздничный Петропавловск.
20. Храм на берегу Которосли.
21. Петропавловское кафе.
22. Зимний пейзаж.
23. Земля Кокчетавская.
24. Весной в парке.
25. Натюрморт. На день Учителя.
26. Пейзаж с церковью.
27. Ярославский дворик.
28. На Щучьем озере.
29. На Ишиме.
30. Пейзаж.
31. Хороводы.
32. Вечерний Петропавловск.
33. На Зерендинских этюдах.
34. Березы.
35. Мартовские тени.
36. Родные края.
37. Праздничный город.
38. Осенний пейзаж.
39. Село. Зимняя ночь.
40. Летний пейзаж.
41. На Щучьем озере.
42. Натюрморт с рябиной.
43. Весна.
44. Пейзаж с мостиком.
45. Натюрморт с пионами.
46. Пейзаж с красной осиной.
47. Натюрморт в парке.
48. Березы, освещенные солнцем.
49. Натюрморт. Сирень.
50. Осенний пейзаж.
51. Натюрморт с грибами.
52. После выпускного бала.
53. Рыбаки на Ишиме.
54. Пейзаж с красной осиной. Вариант.
55. Заросший пруд.
56. Озеро Пестрое.
57. Храм Св. Петра и Павла. Вариант.
58. Храм в 19 микрорайоне.
59. На берегу Пестрого
60. На Зерендинских этюдах.
61. Осень.
62. Пикник на Пестром. Вечереет.
63. На Пестром осень.
64. Серый день. Пестрое.
65. Пейзаж с мостом.
66. Краски Пестрого.
67. Повеяло осенью.
68. Ишимская осень.
69. Золотая осень.
70. Натюрморт с астрами.
71. На террасе.
72. Аллея парка.
73. Зимний пейзаж.
74. Дачный пейзаж.
75. Лесное озеро.
76. Уснувшие лодки.
77. В парке.
78. Весна.
79. Алые паруса.
80. Закат. Вариант.
81. Закат на Пестром.
82. Эскиз. Улица К. Сутюшева.
83. Улица К. Сутюшева.
84. Натюрморт с яблоками и цветами.
85. Натюрморт в парке.
86. Снежные вершины.
87. Мальвы на даче.
88. Угасающий вечер.
89. Старые тополя.
90. Заречный пейзаж.
91. Лесное озеро.
92. Тишина.
93. У причала. Лазаревка.
94. Натюрморт с лещами.
95. Натюрморт с арбузом.
96. Натюрморт с овощами и фруктами.
97. Этюд натурщицы.
98. Болото.
99. Облака над морем.
100. Натюрморт с тыквами.
101. Под свежим ветром.
102. На даче.
103. Озеро Щучье.
104. Дачный мотив.
105. Рыбаки на Ишиме. Вариант.
106. Оттепель.





Комментариев нет:

Отправить комментарий